
Нападения в школах. Как прогнозировать подростковую агрессию?
«Этой публикацией я хочу привлечь внимание педагогов к проблеме экстремального поведения школьников, с тем, чтобы своевременно выделять зону риска среди учащихся и прицельно работать с ними, предупреждая преступные действия и прочие неадекватные поступки.
Психологические методы диагностики личностных свойств раскрывают перед нами картину, отражающую скрытые, далеко не всегда очевидные аспекты внутриличностной дезадаптации подростка, проявляющиеся вовне не всегда адекватным поведением, преступными или суицидальными поступками.
Дело в том, что природой заложенные свойства темперамента и характерологические черты в подростковом периоде заостряются и становятся причиной социально-психологической дезадаптации. Едва наметившиеся контуры цельной личности подвергаются двустороннему воздействию изнутри и снаружи. Мощный всплеск выбрасываемых в кровоток гормонов, бурное развитие признаков половой принадлежности, пробудившийся сексуальный интерес при отсутствии привитой культуры любовных отношений приводит к уродливым формам поведения в контактах с противоположным полом. Представители тормозимого типа замыкаются в себе, отгораживаются, ведут себя угловато, неуклюже, проявляют негативизм в присутствии особ другого пола, испытывают комплекс неполноценности. Гипертимные, возбудимые личности ведут себя в этой ситуации то нарочито нагло и демонстративно, то агрессивно и запальчиво. Но ведь это происходит с ними впервые, у них нет опыта и правильного понимания ни смысла и ценности этих отношений, ни физиологических и социальных последствий. Таково же их отношение к курению и алкоголю: чем более запретным представляется им это занятие, тем больше их к нему тянет.
Изменение очертаний фигуры и лица, ломка голоса, характерные для 13 - 15 лет нарушают привычный образ “Я”. Уже не ребенок, еще не взрослый - подросток мучительно ищет образ своего нового “Я” - и не скоро его находит. Избыток физической энергии, высокая поисковая активность с тенденцией к самореализации сталкиваются с проблемой освоения новой социальной роли, связанной со вступлением во взрослую жизнь, представление о которой зиждется на книжных сведениях, на впечатлениях, почерпнутых в кинофильмах или с экранов телевидения, и на той модели социума, которую подросток видит в своем окружении - семья, школа, двор. Модель адекватного отношения к жизненным ценностям, к самому себе и к окружающим формируется постепенно. То, что мы получаем в подростковом возрасте, закладывается в детстве. Еще только вступая во взрослую жизнь, на ее пороге подросток испытывает на себе противоречивость существующей в его сознании "идеальной" модели мира и реальной действительности. Чем больше рознятся они между собой, тем больше проявляется тот когнитивный диссонанс, который по-разному переживается разными по своим личностным особенностям подростками. У большинства этот стресс сопровождается горькими разочарованиями, ломкой самосознания, изменением или обновлением субъективного образа "Я" в связи с новым пониманием своего места в окружающем мире, протестными реакциями против авторитарного тона взрослых, тенденциями к низвержению идеалов старшего поколения. И в этот момент его реакции могут стать утрированными или искаженными и приводить к неадекватному поведению...
Что именно надо профилактировать, что бы снизить риски ?
> Травлю в школе.
> Агрессивные способы решения конфликтов между детьми.
> Унижение детей учителями.
> Сильные стрессы, связанные с тем как устроена экзаменационная система и система оценки знаний в школе.
> Отсутствие коррекции и помощи детям с неврологическими и психиатрическими расстройствами или расстройствами поведения.
> Вообще отсутствие системы школьной помощи детям, испытывающим те или иные сложности в детском коллективе.
И, конечно же, неблагополучие в семье.
Это те основные триггеры, которые и приводят в качестве итога к трагедиям. А не то, что металодетекторов недостаточно. Конечно, могут и материалы в Интернете провоцировать, и в СМИ, и игры, и кино. Только, во-первых, на пустом месте ничего они не спровоцируют, во-вторых, очевидно, что нет сегодня возможности контролем или запретами реально решить эту проблему.
Задайте себе простой вопрос, реально ли сегодня запретить все компьютерные и мобильные игры с элементами агрессивного убийства персонажей как основной игровой деятельности? Ага, невозможно. Кстати, это всего лишь модификация, с учетом технического развития, дворовых игр в войнушку.
Так что же делать со школой с точки зрения в первую очередь снижения рисков агрессивного поведения и насилия? Как мне кажется - менять отношение к детям и процессу учебы. Чтобы классы были не больше 15-20 человек, в зависимости от их составов. В каждой школе - инклюзия. Ибо именно грамотная инклюзия учит бережности к человеку, который ведет себя или выглядит не так, учит эмпатии и поиску разных способов коммуникации с разными людьми (внимательнее слушать, тщательнее объяснять, учитывать ограничения другого), а это уже навык, помогающий общаться с людьми и решать конфликты в жизни.
Индивидуализация учебного процесса. Внимание к каждому ребенку, его сильным и слабым сторонам.
Е.Альшанской в «Психологической газете»: https://psy.su/feed/6593/?utm_source=vk&utm_mediu..#ПсихологическаяГазета #нападениевшколе #школьныйпсихолог #агрессия